Краткая аннотация к образовательной программе.
" Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Герболвой , Т.С. Комаровой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.
Ведущие цели программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, исключая давление предметного обучения.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей:
- от 1,8 до 2-х лет ранний возраст
- от 2-х до 3-х лет первая младшая
- от 3-х до 4-х лет вторая младшая
- от 4-х до 5 лет средняя
- от 5- до 6 лет старшая
- от 6 до 7 лет подготовительная
В программе даны примерные универсальные режимы дня для каждой возрастной группы.
Основной формой образовательной деятельности являются занятия , на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, должны закрепляться в процессе повседневного общения с детьми, во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности.
В данной программе для каждой возрастной группы, указаны критерии по которым отслеживаются знания и умения детей на конец учебного года.
Содержание образовательного процесса в детском саду определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией авторского коллектива М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, реализуется в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Инновационные методики:
- Программа «Юный эколог» Николаевой С.Н., направлена на формирование начал экологической культуры у детей;
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., направлена на формирование у детей навыков разумного поведения в опасных ситуациях на улице и дома;
- Программа «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф., направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства;
- Программа «Ладушки» Коплуновой И.Н., охватывает все стороны детской музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, развитие чувства ритма, слушание музыки, пение, игры, пляски.
Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходов программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе культуросообразности.
Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое,умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка .
Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: - ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); - младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы); - средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа); - старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессеобучения и их развитие в повседневной жизни.
Разделы программы
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой построена с учетом 7 направлений работы:
Физическое воспитание;
Умственное воспитание;
Нравственное воспитание;
Трудовое воспитание;
Художественная литература;
Художественно-эстетическое воспитание;
Игровая деятельность.